Рекомендации
«Игры на развитие коммуникативных навыков для детей среднего дошкольного возраста».
«Липучки».
Все
дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать
сверстников. При этом припевают (приговаривают):
«Я
- липучка – приставучка,
Я
хочу тебя поймать –
Будем
вместе прилипать!».
Каждого
пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей»
компании. Затем они вместе ловят других детей.
«Змея».
Дети
становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать:
«Я
змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу.
Хочешь
быть моим хвостом?».
Если
ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади.
Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.
«Поварята».
Все
встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник
придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша). Ведущий выкрикивает
по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг,
следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не
окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый
компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
« Ветер дует на…».
Ведущий
начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше
узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого
светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном
месте.
«Ветер
дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее...
«Нос к носу».
Дети
свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде
взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга
носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к
коленке», « Ухо к уху» и т.д.
«Дотронься до…».
Все
играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого
длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все
участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный
признак и нежно дотронуться.
«Кинолента».
Цель: развитие невербальных
средств общения, развитие памяти.
Количество играющих: подгруппа 6 - 7
человек.
Описание игры: дети
садятся в круг и создают кино «с первого слова».
Первый
ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое
слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый —
повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д.
Когда
все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и
мимики.
Комментарий: вместо
показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием
предложенных слов. Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения
детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально
(мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания
игры.
«Пальцы — звери добрые, пальцы — звери
злые».
Цель: развитие
эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети
представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата,
злые зайчата и т. д.
Комментарий: взрослый
предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых
волчат, а на левой — в злых зайчат.
Им
надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть,
поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться
с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность
выявить особенности общения детей.
Игра
полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить
возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть
боязнь физического контакта.
«Если «да» — похлопай, если «нет» —
потопай».
Цель: развитие
коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Количество играющих: 2 или
более человек.
Описание игры: взрослый
называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение,
похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение
неверно.
«Рома
навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша
отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене
очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
«Интервью».
Цель: развитие коммуникативных
навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Количество играющих: 3 и более
человек.
Оборудование: стул.
Описание игры: дети выбирают
ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся
на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий
просит ребенка представиться по имени - отчеству, рассказать о том, где и кем
он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых
этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый
роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут
касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть
«взрослым».
Эта
игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а
также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо
знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя
предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому
будет кидать мяч.
«На мостике».
Цель: развитие коммуникативных
навыков, моторной ловкости.
Количество играющих: 2 команды.
Описание игры: взрослый
предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на
земле чертится мостик — полоска шириной 30 - 40 см. По условию, по «мостику»
должны с двух сторон на встречу друг другу идти одновременно два человека,
иначе он перевернется.
Также
важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и
выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он
остался один, мостик перевернулся).
Пока
два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив
к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а
при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до
конца.
«Охота на тигров».
Цель: развитие коммуникативных
навыков.
Количество играющих: не менее 4
человек.
Оборудование: маленькая
игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в
круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий
считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать,
ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает
вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра.
Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Комментарий: трудности
могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить
сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.
Можно
потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это
достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно
научить (игры, подобные «Море волнуется ...», « Царевна-Несмеяна»).
«Сиамские близнецы».
Цель: развитие коммуникативных
навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Количество играющих: кратное двум.
Оборудование: перевязочный
бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются
на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку
одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок.
Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться
между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5 - 6 минут. Чтобы
усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок
должен руководить движениями «незрячего».
Комментариев нет:
Отправить комментарий