пятница, 18 ноября 2022 г.

Рекомендации для воспитателей по проведению утренней гимнастики

 Рекомендации для воспитателей

«Проведение утренней гимнастики в режимных моментах».

 

Задачей воспитателей и инструкторов по физическому воспитанию является сохранность и укрепление здоровья воспитанников.

Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательной активности.

Главной целью физкультурно – оздоровительной работы является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.

Задачи утренней гимнастики:

1. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому образу жизни.

2. Помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей, посещающих ДОУ.

 3. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.
4.  Подбирать комплексы утренней гимнастики в соответствии с возрастными особенностями дошкольников
.  

Таким образом, утренняя гимнастика является организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

 

Структура комплекса утренней гимнастики.

Первая часть. Разминка.

Цель: способствование эмоциональному настою детей, разогреву их мышечного аппарата.

Разные вида ходьбы и бега (легкий), построение, перестроения, игровые упражнения.

Игры малой подвижности.

Вторая часть. Основная.

Упражнение ОРУ для разнообразных мышц.

Упражнения выполняются в определенной последовательности:

1. Для мышц рук и плечевого пояса.

2. Для мышц туловища.

3. Для ног.

Это могут быть игровые упражнения, музыкально – ритмические, подвижные игры, чередующиеся по интенсивности нагрузки.

Третья часть. Заключительная.

Легкий, спокойный бег, подскоки, малоподвижная игра.

Продолжительность утренней гимнастики.

1 младшая группа – 4 - 5 минут; 

2 младшая группа – 5 - 6 минут;

Средняя группа – 6 - 8 минут;

Старшая группа – 8 - 10 минут;

Подготовительная группа  – 10 - 12 минут.

Количество повторений общеразвивающих упражнений.

1 младшая группа – 4 - 5 упражнений.

2 младшая группа – 5 - 6 упражнений.

Средняя группа – 6 - 7 упражнений.

Старшая группа – 6 - 8 упражнений.

Подготовительная – 6 - 10 упражнений.

Количество повторов и темп выполнения общеразвивающих упражнений зависит от их сложности.

Вводная и заключительная части гимнастики могут меняться каждые 1-2 недели.

Все упражнения утренней гимнастики должны быть хорошо знакомы детям.

 

Травмоопасные упражнения,

не рекомендованные к применению в ДОУ.

 

Важно знать:

1.  Наклоны с прямыми ногами в положении стоя (показ воспитателя –идеально).

2.  Упражнения «плуг», «мельница», «мостик», «шпагат».

3.  Быстрые вращения головой.

4.  Сильное разгибание шеи.

5.  Продолжительная работа рук над головой.

6.  Быстрая амплитуда махов с отягощением.

7.  Поднятие гантели хват снизу.

8.  Наклон к пяткам назад.

9.  Упражнения на пресс с прямыми ногами в положении сидя и лёжа.

10.  Сильное прогибание колен наружу.

11.  Переразгибание локтевых суставов (н - р, махи прямыми руками в стороны).

12.  Глубокий присед ниже линии колен (с опорой у стены можно).

13.  Наклон в стороны из исходного положения пятки вместе, носки врозь.

14.  Стояние на пальчиках ног длительное время.

15.  Махи прямыми ногами назад, стоя на коленях и ладонях.

16.  Резкие прямые махи прямыми ногами.

17.  Продолжительное удерживание статических поз.

 

Требования к организации утренней гимнастики.

1.  Влажная уборка помещения, проветривание до t воздуха 16 - 18 градусов.

2.  Облегчённая спортивная форма одежды (футболка, шорты, носки, спортивная обувь на резиновой подошве).

- в младших группах допускается повседневная одежда (без кофт, с закатанными рукавами);

- в неблагоприятную погоду на улице (прохладно, ветрено) одежда детей должна быть утепленной, но достаточно просторной, чтобы она не стесняла их движения;

- воспитатель должен быть одет в соответствующий костюм

3.  Обязательное соблюдение индивидуально-дифференцированного подхода.

 

Особенности педагогического сопровождения утренней гимнастики в каждой возрастной группе.

Складывается из следующих действий: постановка и разъяснение задач, определе­ние конкретных заданий и организация их выполнения, непре­рывное наблюдение за действиями детей, анализ этих действий, оценка выполнения, регулировка нагрузок, а также тактичное направление поведения занимающихся, налаживание отношений между ними и т. п.

Первая младшая группа.

Проводиться утренняя гимнастика в групповой комнате, заканчивается за 5 - 10 мин до завтрака.

Старайтесь, чтобы все дети приняли участие в двигательной деятельности, поощряйте их выполнять упражнения самостоятельно.

  • Выполняйте все упражнения вместе с детьми.
  • Придавайте упражнениям имитационный характер или проводите упражнения с предметами — флажками, лентами, маракасами и тому подобное.
  • Предлагайте детям упражнения с известными предметами, знакомьте с ними накануне, приучайте воспринимать физкультурный инвентарь как атрибуты к упражнениям, а не как игрушки.
  • Выстраивайте детей врассыпную для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года, постепенно обучая выстраиваться в круг.
  • Используйте ориентиры во время построения.
  • Внедряйте счет «1 - 2» со второго полугодия.
  • Практикуйте 3 - 4 общеразвивающие упражнения в комплексе, дозировка — 4 - 5 раз.
  • Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики: 4 - 5 мин.

Вторая младшая группа.

Используйте в первом полугодии известные детям упражнения, которые они выполняли в первой младшей группе.

  • Выполняйте упражнения на счет «1 - 2» в начале года и постепенно внедряйте счет «1 - 4».
  • Не требуйте от детей правильного и четкого выполнения упражнений, сходство с образцом — приблизительное.
  • Давайте индивидуальные указания детям относительно качества выполнения двигательных действий.
  • Внедряйте предварительный показ общеразвивающих упражнений постепенно.
  • упражнения образного, подражательного характера.
  • Используйте прием «зеркального» показа.
  • В конце года ознакомьте детей с перестроением в три колонны способом за ведущим.
  • Придавайте упражнениям имитационный характер.
  • Практикуйте 4 - 5 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 5 - 6 раз.
  • Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики: 5 - 6 мин.

Средняя группа.

В начале года используйте известные детям перестроение и варьируйте их: в круг, в три колонны способом за ведущими. Во втором полугодии познакомьте детей со способом перестроение тройками.

  • Вовлекайте детей в выполнение упражнений после предварительного показа и объяснения.
  • Продолжайте придавать упражнениям имитационный характер.
  • Используйте музыкальное сопровождение.
  • Практикуйте 5-6 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 6-8 раз.
  • Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики – 6 - 8 мин.

Старшая группа.

В начале года используйте известные детям перестроение и варьируйте их: в круг, в три колонны способом за ведущим, тройками. Это заинтересовывает, стимулирует развитие внимания и координации движений. Ознакомьте детей с перестроением двойками способом разведения и сведения.

  • Используйте частичный показ упражнения, показ подготовленным ребенком.
  • Вовлекайте детей в выполнение упражнений по названию, словесной инструкции.
  • Давайте общие и предварительные указания относительно правильности и качества выполнения упражнения.
  • Добивайтесь качественного выполнения детьми двигательных действий, оказывайте индивидуальную помощь.
  • Продолжайте придавать упражнениям имитационный характер.
  • Используйте музыкальное сопровождение.
  • Практикуйте 6 - 7 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 8 - 10 раз.

·         Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики — 8 - 10 мин.

Подготовительная группа.

Выполнения отдельных упражнений можно использовать показ, заранее подготовленного ребенка.

·        Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной группе 10 - 12 минут.

·        Количество повторений ОРУ 6 - 8 раз.

·        Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием.

·        Каждый комплекс повторяется в течение 2 недель.

·        Детей приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений.

·        От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, сохранять заданные позы, совершать движения с определенным напряжением.

Добиваемся оздоровительного эффекта утренней гимнастики.

Рекомендации для педагогов:

  • придерживайтесь структуры гимнастики, поскольку содержание и интенсивность каждой последующей части обусловлен предыдущей и зависит от работоспособности организма ребенка.
  • предлагайте общеразвивающие упражнения детям в правильной последовательности и чередуйте высокий и низкий уровень двигательной активности.
  • следите за дыханием: побуждайте детей не задерживать дыхание и дышать через нос; подсказывайте, когда целесообразно выполнять вдох и когда выдох.
  • сочетайте доброжелательное отношение к детям с адекватной требовательностью, объективно-оптимистическим анализом их достижений в двигательной сфере.
  • удовлетворяйте врожденную потребность детей в двигательной деятельности.
  • создавайте условия, чтобы удовлетворить стремление детей самоутвердиться в том, что получается лучше всего.
  • повышайте свое профессиональное мастерство на основе профессиональной рефлексии постоянно.
  • при выполнении комплекса общеразвивающих упражнений можно использовать мелкие предметы: флажки, мячи, кубики, обручи, палки предметы мебели: детские стульчики, скамейки.
в процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закрепление навыка правильной осанки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста»

  Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста».   «Золотая хохлома». А се...