Рекомендации для воспитателей
«Проведение утренней гимнастики в
режимных моментах».
Задачей воспитателей и инструкторов по физическому воспитанию
является сохранность и укрепление
здоровья воспитанников.
Утренняя
гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательной активности.
Главной целью физкультурно –
оздоровительной работы является сохранение и укрепление физического и
психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального
тонуса.
Задачи утренней гимнастики:
1. Формировать
у детей осознанное отношение к здоровому образу жизни.
2.
Помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей, посещающих
ДОУ.
3. Развивать у детей интерес к занятиям
физической культурой и спортом.
4. Подбирать комплексы утренней гимнастики в соответствии с возрастными особенностями
дошкольников.
Таким образом, утренняя гимнастика является организующим моментом в режиме
дня дошкольного учреждения и важной составной частью
физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Структура комплекса утренней гимнастики.
Первая часть. Разминка.
Цель: способствование эмоциональному
настою детей, разогреву их мышечного аппарата.
Разные вида ходьбы
и бега (легкий), построение, перестроения, игровые упражнения.
Игры малой
подвижности.
Вторая часть. Основная.
Упражнение ОРУ для разнообразных мышц.
Упражнения выполняются в определенной
последовательности:
1. Для мышц рук и
плечевого пояса.
2. Для мышц
туловища.
3. Для ног.
Это
могут быть игровые упражнения, музыкально – ритмические, подвижные игры,
чередующиеся по интенсивности нагрузки.
Третья часть. Заключительная.
Легкий,
спокойный бег, подскоки, малоподвижная игра.
Продолжительность утренней гимнастики.
1 младшая группа – 4 - 5
минут;
2 младшая группа – 5 - 6 минут;
Средняя группа – 6 - 8 минут;
Старшая группа – 8 - 10 минут;
Подготовительная группа – 10 - 12 минут.
Количество повторений общеразвивающих
упражнений.
1 младшая группа – 4 - 5
упражнений.
2 младшая группа – 5 - 6
упражнений.
Средняя группа – 6 - 7
упражнений.
Старшая группа – 6 - 8
упражнений.
Подготовительная – 6 - 10
упражнений.
Количество
повторов и темп выполнения общеразвивающих упражнений зависит от их сложности.
Вводная
и заключительная части гимнастики могут меняться каждые 1-2 недели.
Все
упражнения утренней гимнастики должны быть хорошо знакомы детям.
Травмоопасные упражнения,
не рекомендованные к
применению в ДОУ.
Важно знать:
1. Наклоны с прямыми
ногами в положении стоя (показ воспитателя –идеально).
2. Упражнения «плуг»,
«мельница», «мостик», «шпагат».
3. Быстрые вращения
головой.
4. Сильное разгибание
шеи.
5. Продолжительная
работа рук над головой.
6. Быстрая амплитуда
махов с отягощением.
7. Поднятие гантели
хват снизу.
8. Наклон к пяткам
назад.
9. Упражнения на пресс
с прямыми ногами в положении сидя и лёжа.
10. Сильное прогибание
колен наружу.
11. Переразгибание
локтевых суставов (н - р, махи прямыми руками в стороны).
12. Глубокий присед
ниже линии колен (с опорой у стены можно).
13. Наклон в стороны из
исходного положения пятки вместе, носки врозь.
14. Стояние на
пальчиках ног длительное время.
15. Махи прямыми ногами
назад, стоя на коленях и ладонях.
16. Резкие прямые махи
прямыми ногами.
17. Продолжительное
удерживание статических поз.
Требования к организации утренней гимнастики.
1. Влажная уборка
помещения, проветривание до t воздуха 16 - 18 градусов.
2. Облегчённая
спортивная форма одежды (футболка, шорты, носки, спортивная обувь на резиновой подошве).
- в младших группах
допускается повседневная одежда (без кофт, с закатанными рукавами);
- в неблагоприятную погоду на
улице (прохладно, ветрено) одежда детей должна быть утепленной, но достаточно
просторной, чтобы она не стесняла их движения;
- воспитатель должен быть
одет в соответствующий костюм
3. Обязательное
соблюдение индивидуально-дифференцированного подхода.
Особенности педагогического
сопровождения утренней гимнастики в каждой возрастной группе.
Складывается
из следующих действий: постановка и разъяснение задач, определение конкретных
заданий и организация их выполнения, непрерывное наблюдение за действиями
детей, анализ этих действий, оценка выполнения, регулировка нагрузок, а также
тактичное направление поведения занимающихся, налаживание отношений между ними
и т. п.
Первая младшая группа.
Проводиться утренняя гимнастика в
групповой комнате, заканчивается за 5 - 10 мин до завтрака.
Старайтесь, чтобы все дети приняли участие
в двигательной деятельности, поощряйте их выполнять упражнения самостоятельно.
- Выполняйте все упражнения
вместе с детьми.
- Придавайте упражнениям
имитационный характер или проводите упражнения с предметами — флажками,
лентами, маракасами и тому подобное.
- Предлагайте детям
упражнения с известными предметами, знакомьте с ними накануне, приучайте
воспринимать физкультурный инвентарь как атрибуты к упражнениям, а не как
игрушки.
- Выстраивайте детей врассыпную
для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года, постепенно обучая
выстраиваться в круг.
- Используйте ориентиры во
время построения.
- Внедряйте счет «1 - 2» со
второго полугодия.
- Практикуйте 3 - 4
общеразвивающие упражнения в комплексе, дозировка — 4 - 5 раз.
- Устанавливайте
продолжительность утренней гимнастики: 4 - 5 мин.
Вторая младшая группа.
Используйте в первом полугодии известные
детям упражнения, которые они выполняли в первой младшей группе.
- Выполняйте упражнения на
счет «1 - 2» в начале года и постепенно внедряйте счет «1 - 4».
- Не требуйте от детей
правильного и четкого выполнения упражнений, сходство с образцом —
приблизительное.
- Давайте индивидуальные
указания детям относительно качества выполнения двигательных действий.
- Внедряйте предварительный
показ общеразвивающих упражнений постепенно.
- упражнения образного,
подражательного характера.
- Используйте прием
«зеркального» показа.
- В конце года ознакомьте
детей с перестроением в три колонны способом за ведущим.
- Придавайте упражнениям имитационный
характер.
- Практикуйте 4 - 5
общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 5 - 6 раз.
- Устанавливайте
продолжительность утренней гимнастики: 5 - 6 мин.
Средняя группа.
В начале года используйте известные детям
перестроение и варьируйте их: в круг, в три колонны способом за ведущими. Во
втором полугодии познакомьте детей со способом перестроение тройками.
- Вовлекайте детей в
выполнение упражнений после предварительного показа и объяснения.
- Продолжайте придавать
упражнениям имитационный характер.
- Используйте музыкальное
сопровождение.
- Практикуйте 5-6
общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 6-8 раз.
- Устанавливайте
продолжительность утренней гимнастики – 6 - 8 мин.
Старшая группа.
В начале года используйте известные детям
перестроение и варьируйте их: в круг, в три колонны способом за ведущим,
тройками. Это заинтересовывает, стимулирует развитие внимания и координации
движений. Ознакомьте детей с перестроением двойками способом разведения и
сведения.
- Используйте частичный
показ упражнения, показ подготовленным ребенком.
- Вовлекайте детей в
выполнение упражнений по названию, словесной инструкции.
- Давайте общие и
предварительные указания относительно правильности и качества выполнения
упражнения.
- Добивайтесь качественного
выполнения детьми двигательных действий, оказывайте индивидуальную помощь.
- Продолжайте придавать
упражнениям имитационный характер.
- Используйте музыкальное
сопровождение.
- Практикуйте 6 - 7
общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 8 - 10 раз.
·
Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики —
8 - 10 мин.
Подготовительная группа.
Выполнения отдельных упражнений можно
использовать показ, заранее подготовленного ребенка.
·
Продолжительность утренней гимнастики в
подготовительной группе 10 - 12 минут.
·
Количество повторений ОРУ 6 - 8 раз.
·
Широко применяются упражнения с разнообразным
инвентарем, оборудованием.
·
Каждый комплекс повторяется в течение 2 недель.
·
Детей приучают проявлять высокую самостоятельность в
выполнении упражнений.
·
От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества
движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения,
сохранять заданные позы, совершать движения с определенным напряжением.
Добиваемся
оздоровительного эффекта утренней гимнастики.
Рекомендации для
педагогов:
- придерживайтесь структуры гимнастики, поскольку
содержание и интенсивность каждой последующей части обусловлен предыдущей
и зависит от работоспособности организма ребенка.
- предлагайте
общеразвивающие упражнения детям в правильной последовательности и
чередуйте высокий и низкий уровень двигательной активности.
- следите
за дыханием: побуждайте детей не задерживать дыхание и дышать через нос;
подсказывайте, когда целесообразно выполнять вдох и когда выдох.
- сочетайте
доброжелательное отношение к детям с адекватной требовательностью,
объективно-оптимистическим анализом их достижений в двигательной сфере.
- удовлетворяйте
врожденную потребность детей в двигательной деятельности.
- создавайте
условия, чтобы удовлетворить стремление детей самоутвердиться в том, что
получается лучше всего.
- повышайте
свое профессиональное мастерство на основе профессиональной рефлексии
постоянно.
- при
выполнении комплекса общеразвивающих упражнений можно использовать мелкие
предметы: флажки, мячи, кубики, обручи, палки предметы мебели: детские
стульчики, скамейки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий