Рекомендации
«Игры на развитие дыхания
для детей среднего
дошкольного возраста».
«Бегемотик».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные
приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый
произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Вдох и выдох
производится через нос.
«Чей паровоз громче гудит».
Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не
надувая при этом щеки).
Оборудование: маленькие пузырьки с маленьким горлышком из-под
лекарств или духов.
Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы
послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый
пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
«Погреем руки».
Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого
воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины
ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным
произнесением гласных звуков «А, У, О».
«Отгадай по запаху».
Цель: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер - сюрпризов с проделанными
в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2
коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с
ванильным сахаром.
А. «Парные коробочки»: ребенок последовательно нюхает
каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора
взрослого.
Б. «Поставь по порядку»: коробочки взрослого выставлены
в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той
же последовательности. Предлагаемая инструкция: «Поставь сначала мятную
коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную».
«Качели».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные
приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки
небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы
легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Вдох и выдох производится через нос.
«Ныряльщики за
жемчугом».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу
дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая
жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в
положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с
третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания
сделать выдох.
«Дыхание».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое
дыхание.
Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей,
растений.
Ребенок находится в положении сидя. Взрослый
произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
Вдохи всем телом после каждой строчки.
«Воздушный футбол».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный
выдох.
Оборудование: мяч из ваты, кубики.
Из кусочков ваты скатать шарик – «мяч». Ворота - 2
кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться
между кубиками.
«Листопад».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный
выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и
предложите ребенку «устроить листопад» - сдувать листочки с ладони.
«Снегопад».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный
выдох.
Оборудование: «снежки» из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку
на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.
Снежинок много я собрал,
Ветерочком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
«Кораблик».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный
выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть
плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную
поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги - реки.
«Лети, перышко!».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный
выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть
так, чтобы оно полетело.
«Мой воздушный шарик».
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный
выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух
через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей стихотворным
текстом:
Вариант 1. Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2. Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
«Ледоход».
Цель: формировать длительный направленный ротовой выдох.
На макет реки
укладываются «льдинки» (кусочки пенопласта). Детям показывается кораблик.
Объясняется, что кораблик не может проплыть по реке из-за льдинок. Нужно
подуть, чтобы разогнать льдинки.
Дует ветер по
реке,
Льдинки
разгоняет.
Мчит кораблик
налегке
Трудностей не
знает.
«Самый быстрый карандаш».
Цель: развивать длинный и плавный выдох.
Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий