Педагогическая гостиная
«Нетрадиционное
спортивное оборудование для дошкольников».
Поиск новых средств и методов повышения
эффективности физкультурно - оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, является
так же создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития
ребёнка.
Надо признать, что в современном обществе
приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Исследования последних лет свидетельствуют
о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения.
Одной из причин этого является их длительное пребывание в
сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это
касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная
подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической
нагрузки на определённые группы мышц, снижению сил работоспособности
мускулатуры, нарушению функций организма.
Поэтому необходимо вести поиск новых подходов
для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к
движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Целью
данного поиска будет достижение
положительной динамики в процессе физкультурно – оздоровительной работы по
средствам использования нестандартного оборудования.
Рациональное использование нетрадиционного физкультурного оборудования,
позволяет шире применять различные упражнения, варьировать задания в образовательном
процессе, совершенствовать физические качества, развивать творческие способности дошкольников.
Необычная форма и красочность нестандартного оборудования привлекает
внимание детей и повышает их интерес к выполнению основных движений и
упражнений, способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.
Нестандартное спортивное оборудование является дополнительным
стимулом активизации физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном
учреждении и поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.
Так С. Я.
Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного
результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Это
причина поиска и внедрения нового нестандартного спортивного оборудования для применения
на занятиях по физической культуре, что повышает интерес к физическому
развитию, укреплению здоровья и совершенствованию физических качеств.
Разработанное и
изготовленное нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное,
малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Данное
оборудование многофункционально и дает возможность применения их в различных
видах деятельности. Так детей привлекает необычная форма, красочность, что
способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения двигательной
деятельности, формирует потребность к движению.
Нестандартное
оборудование применяется во всех спортивных мероприятиях: физкультурная
непосредственно образовательная деятельность, эстафеты, спортивные праздники и
досуги, в подвижных играх, на утренней зарядке. Проведение мероприятий по
физическому развитию с использованием нестандартного оборудования показало, что
интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет
быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
В физкультурных
«центрах здоровья» размещены в доступном для детей месте пособия для развития
двигательной активности, так фабричное спортивное оборудование, так и
нестандартное, которое изготовленно детьми, педагогами и родителями. Это различные
массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы,
«ловушки», мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и
многое другое
В практику
дошкольного учреждения внедряется опыт здоровьесберегающих технологий: ритмопластика,
музыкотерапия, самомассаж, релаксационные упражнения, разные виды
оздоровительной гимнастики (ритмическая, корригирующая, дыхательная).
Спортивно
- игровое нестандартное оборудования призвано содействовать решению, как
специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению
задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
1.
Обогащать знания о мире предметов и
их многофункциональности
2.
Приучать ощущать себя в
пространстве, ориентироваться в нём.
3.
Создать условия для проявления
максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.
4.
Приучать применять предметы
спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности.
5.
Пробуждать интерес к спортивным
играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах
физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Требования, предъявляемые к нестандартному спортивному оборудованию:
1. Безопасность в применении.
2. Простота в изготовлении.
3. Соблюдение гигиенических требований.
4. Эстетическая привлекательность.
5. Компактность и лёгкость в транспортировке.
6. Максимальная эффективность.
7. Универсальность и многофункциональность.
8. Доступность в использовании.
Главное место в двигательном режиме детей отведено
физкультурно - оздоровительным занятиям с использованием нестандартного
оборудования, в которых применяются традиционные виды двигательной
деятельности:
-
утренняя гимнастика;
-
подвижные игры;
-
физические упражнения во время
прогулок;
-
физкультминутки на занятиях с
умственной нагрузкой.
В дополнительные виды занятий двигательного характера,
взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, с варьированием
нетрадиционных форм и методов их проведения входят:
·
оздоровительный бег на воздухе;
·
ходьба по массажным дорожкам в
сочетании с воздушными ваннами;
·
гимнастика после дневного сна;
·
двигательная разминка во время
перерыва между занятиями при открытых фрамугах;
·
индивидуальная работа с детьми по
развитию движений;
·
корригирующая гимнастика.
На второе место в
двигательном режиме детей нами поставлены занятия по физической культуре:
o
интегрированные;
o
комплексные;
o
сюжетные;
o
тематические.
Третье место отведено самостоятельной двигательной
деятельности, возникающей по инициативе детей, с использованием изученных ранее
игровых действий с нестандартным оборудованием.
В работе с группой корригирующей гимнастики обширно и с
успехом применяются комплексы гимнастик с нестандартным оборудованием для
предупреждения плоскостопия и нарушения
осанки повышения сопротивляемости организма.
Результативности в физкультурно - оздоровительной работе
нельзя добиться без сотрудничества с родителями.
Таким образом, можно сказать, что только системный подход к
организации физкультурно - оздоровительных мероприятий в детском саду и семье
позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья
воспитанников, даст положительную динамику оздоровления организма, позволит
добиться высоких результатов. Грамотная организация предметно - развивающей
среды в физкультурном зале и группах, пополнение спортивного инвентаря
нестандартным физкультурным оборудованием и его регулярное и правильное
использование в процессе работы с детьми, помогают максимально снизить
статический компонент в режиме дня воспитанников, а также способствовали
повышению двигательной активности каждого ребёнка и его всестороннее психофизическое
развитие.
Характеристика нестандартного оборудования, используемого в работе
с детьми дошкольного возраста.
№ п\п |
Оборудование |
Применение |
Развитие |
1. |
«Косы» |
ОРУ,
ОВД, прыжки, подвижные игры
|
Развивает быстроту реакции, силу,
ловкость, координацию движений, равновесие, вестибулярный аппарат |
2. |
«Забавные
воротики» |
Применяется
в ОВД, эстафета, соревнованиях, спортивных играх |
Развивает координацию движений,
гибкость, ловкость, умение лазать на четвереньках |
3. |
«Цветные
колпачки» |
Подвижные
игры, метание, подбрасывание, ОРУ, ОВД, ориентир, ограничитель, строительство
пирамидок |
Развитие глазомера, координации
движений, равновесия, сохранения правильной осанки |
4. |
«Ручеёк» |
ОВД
(перепрыгивание, ходьба, перешагивание), игры, сюжетные занятия, массаж стоп. |
Координация движений, профилактика
плоскостопия, ловкость, равновесие, прыгучесть. |
5. |
Массажёр
«Ёжик» |
ОРУ,
ОВД, самомассаж стоп, голени, спины |
Профилактика плоскостопия,
нарушения осанки |
6. |
«Лужи» |
ОВД,
игровые задания, метание в горизонтальную цель |
Ловкость, координацию движений,
равновесие, меткость |
7. |
«Эспандер» |
ОРУ, самомассаж спины |
Профилактика нарушения осанки |
8. |
Балансир
«Следочки» |
ОВД, корригирующая гимнастика,
самостоятельная двигательная деятельность. |
Формирование правильной осанки и
коррекция её нарушений, равновесие, коор динация движений, укрепление мышц ног
и поясничного отдела. |
9. |
«Массажные
коврики» |
|
Формирование и укрепление свода
стопы, осанки, профилактика плоскостопия, стимулирование внутренних органов. |
10. |
«Волшебные
классики» |
«Дорожка
следов», «Классики», «Цифровой квадрат» и др. ОВД, эстафеты, развлечения. |
Ориентировка в пространстве,
координация движений, умение различать правую и левую ноги, закрепление счёта
от 1-10 |
11. |
«Весёлая змейка» |
ОВД,
закаливание, профилактика плоскостопия. |
Массаж стоп, координация движений,
равновесие |
12. |
«Бусы» |
ОРУ,
игровые задания, подвижные игры, атрибут в развлечениях. |
Быстрота, ловкость, координация
движений. |
13. |
«Цветные
палочки» |
ОРУ;
метание на дальность; эстафетная палочка; игра «Городки»; палочки-кегли;
палочки-ориентиры; массажёр стопы. |
Ловкость, глазомер, внимание,
ориентировку в пространстве, закрепление знаний основных цветов, профилактика
плоскостопия. |
14. |
«Парашют» |
Перешагивание,
ориентир, ограничитель, ОРУ, ОВД. |
Устойчивость во время движений и в
статическом положении, координацию движений |
15. |
«Бильбоке» |
Самостоятельная
деятельность, для игр |
Развития ловкости, внимания,
глазомера, быстроты реакции, умения
регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля |
16. |
«Ветерок
в бутылке» |
Дыхательная
гимнастика |
Органы дыхания |
17. |
«Труба
здоровья» |
Для
основных видов деятельности (перешагивания, перепрыгивания, обегания) |
Устойчивость во время движений и в
статическом положении, координацию движений |
18. |
«Рыбалка» |
Подвижная
игра |
Развивает мелкую моторику пальцев
рук, ловкость |
19. |
«Осьминожка» |
ОРУ,
ОВД, игры – соревнования, сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии |
Укрепление мышц ног, рук, спины,
плечевого пояса, брюшного пресса, равновесия
|
21. |
«Султанчики» |
Для
общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной
атмосферы, праздника, развлечения, соревнования. |
Развивает мускулатуру рук |
22. |
«Силачи»
ОРУ |
Тренажёр
для рук, |
Развивает мускулатуру рук |
23. |
Дорожки
«Здоровья |
»
Для профилактики плоскостопия у детей |
Массаж стоп |
24. |
«Мягкие
мячики» |
Игра
с мячом, для метания |
Развитие глазомера, меткости |
25. |
«Разноцветные
ленточки» |
Подвижные
игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения
музыкальных упражнений |
Развития координационных
способностей |
26. |
«Липкие
рукавички» |
Самостоятельная,
свободная деятельность, игры -соревнования |
Развивает координацию движений,
глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции |
27. |
«Весёлые
колечки» |
Кольцебросс,
самостоятельная деятельность |
Развитие меткости, глазомера |
28. |
«Необычные
гантели» |
ОРУ,
самостоятельная деятельность |
Развитие мускулатуры рук |
29. |
«Мешочки
для метания» |
ОРУ,
для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель |
Развитие силы рук, профилактики
нарушений осанки |
30. |
«Боулинг» |
Свободная,
самостоятельная деятельность детей, игры соревнования. |
Ловкость, глазомер, меткость,
координация движений, мелкая моторика рук, ориентировка в пространстве |
31. |
«Геометрические фигуры |
ОРУ, ОВД, самостоятельная деятельность детей, игры соревнования. |
Развитие ловкости,
прыгучести, меткости |
Применение
нетрадиционное спортивного оборудования на физкультурных занятиях на свежем
воздухе повышает интерес детей к различным видам двигательной активности, поднимает
эмоциональный настрой, достижение высоких
результатов.
Литература:
1. Гуленина О.А. Использование нестандартного
физкультурного оборудования « Дошкольная педагогика». – 2008. – № 2. – С.
35-38.
2. Бочарова
Н.И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой
комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 5-9.
3. Ильиных
Ю.А. «Физкультдизайн»
/Обруч. 2009 г. № 5 с. 38-41/ Воронова Е.К, Калабина И.А. / Инструктор по
физкультуре. 2011г. №5 с. 10 – 20/.
4. Нагорных
Н.С. Нестандартное оборудование для физкультурных занятий «Дошкольная
педагогика». – 2003. – № 7. – С. 9-10.
5. Рунова
М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду». 2010
Комментариев нет:
Отправить комментарий