МБДОУ «Детский сад №15 г. Челябинск»
Консультация для
воспитателей
«Здоровый образ
жизни – это здоровье всегда».
Подготовил: инструктор
по ФК
Климентьева Т.А.
г.Челябинск, 2021 год
Консультация для воспитателей
«Здоровый образ жизни – это здоровье
всегда».
В настоящее время одной из
приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья
детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования
культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что
дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь
развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период
идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма,
закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на
этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового
образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической
культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни
мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение
здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском
саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть
направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные
познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная
деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Целью физкультурно - оздоровительной
работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении
своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно
сконструировать содержание воспитательно - образовательного процесса по всем
направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие
приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа
жизни:
1. Рациональный режим - под режимом принято понимать научно обоснованный
распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и
последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его
соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою
очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым
способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней
жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных моментов
следует придерживаться следующих правил:
- полное и своевременное
удовлетворение всех органических потребностей детей, как во сне, так и в питании. Крепкий
сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а
особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате
которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной
степени соблюдать ритм сна и бодрствования;
- тщательный гигиенический уход,
обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
- привлечение детей к посильному
участию в режимных моментах;
- формирование
культурно-гигиенических навыков;
- эмоциональное общение в ходе
выполнения режимных процессов;
- учет потребностей детей,
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть
стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к
изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот
режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в
лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится
на его здоровье и настроении.
2. Правильное питание - в детском возрасте особенно
велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются
типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно
организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние
здоровья.
Основные принципы рационального питания:
- обеспечение
баланса;
- удовлетворение потребностей
организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
- соблюдение режима питания
Рациональное питание детей является
одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие
ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность,
рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным
неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента
питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо
рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном
учреждении.
3. Рациональная двигательная
активность - культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных
компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо
положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный
комфорт ребенка.
Средства двигательной активности:
- физические упражнения;
- физкультминутки;
- эмоциональные разрядки;
- гимнастика (оздоровительная после
сна);
- пальчиковая гимнастика,
зрительная, дыхательная, корригирующая;
- подвижные и спортивные игры
способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Двигательная культура дошкольников
начинается с формирования структуры естественных движений и развития
двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми
эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного
воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной активности
являются:
- воспитание у детей осознанного отношения к выполнению
двигательных действий;
- развитие воображения при выполнении двигательных
действий;
- включение сенсорных систем при воспитании
двигательной культуры;
- создание оптимальных условий для каждого ребенка в
процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры –
процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация
целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной
культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной
деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также
происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных
способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском
саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими
нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры
на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном
учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.
Кроме активного развития костного
скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника
чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит,
улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер,
дает ребенку массу позитивных эмоций.
4. Закаливание организма - закаливание способствует решению
целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но
и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма,
повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма
необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного
метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря
повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно
рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно
положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и
органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую
очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для
здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды,
повышается выносливость организма.
5. Сохранение стабильного
психоэмоционального состояния -специалисты отмечают, что
психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит
от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является
составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических
характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения
ребенком социальных функций.
Поэтому необходимо создать условия,
обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное
отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей,
психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Касательно психологической
обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье
и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой
психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок
уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт
общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут
любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых
он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие
неприятности и невзгоды.
Что же касается отношений в детском
саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности
общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и
совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.
Для развития психологически
полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в
котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и
учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.
6. Соблюдение правил личной гигиены - гигиенические мероприятия должны
стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь
регулярностью и возможно более ранним их введением.
Гигиеническая культура столь же
важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой
дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает
жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет
человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его
теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо
одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя
заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации,
дефекации и т.д.
Приучать ребёнка к гигиеническому
индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок,
своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводить детей к пониманию того,
что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и
здоровья окружающих.
Обучение организовывать не
только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации,
наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Условия, необходимые для сохранения
здоровья дошкольников - охрана и
укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются
первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать
разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей,
реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и
лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления
обеспечивается:
- направленностью
воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и
их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе
дошкольного учреждения);
- комплексом оздоровительных
мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием оптимальных
педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к
взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Цели работы по формированию культуры
здорового образа жизни у дошкольников:
- формирование представления о том, что
быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитание навыка здорового
поведения;
- любовь к движению;
- есть больше овощей и фруктов;
- мытье рук после каждого
загрязнения;
- быть доброжелательным;
- больше бывать на свежем воздухе;
- соблюдение режима;
- помощь в овладении устойчивым
навыкам поведения;
- развитие умения рассказывать о
своем здоровье, о здоровье близких;
- выработка навыка правильной осанки;
- обогащение знаний у детей о
физкультурном движении в целом;
- развитие художественного интереса.
Главными союзниками в нашей работе
по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются
родители.
И наша работа должна быть направлена
на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших
результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий