Мастер-класс
«Использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе ДОУ».
Цель: обмен и распространение
педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в
работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Показать
и раскрыть значение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном
процессе ДОУ, познакомить с методикой проведения;
2. Поделиться
личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с
детьми разных возрастов;
3. Способствовать
распространению педагогического опыта по применению здоровьесберегающих
технологий.
Будем говорить о современных и наиболее часто
используемых в ДОУ здоровьесберегающих технологиях и методах, их реализации в
условиях введения ФГОС ДО.
Обоснование выбранной педагогической технологии: в настоящее время достаточно быстро
характеризуется изменениями природной и социальной среды и ведет к физическим,
психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека.
Поэтому самой актуальной проблемой является укрепление здоровья детей.
Для достижения гармонии с природой, самим собой
необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства, так в пункте 4.6
Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного
Образования целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
предполагают, что ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями и
поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у детей
дошкольного возраста понятий, убеждений в необходимости сохранения своего
здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающие технологии – это система мер,
включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
Целями здоровьесберегающих образовательных технологий
является:
- обеспечить дошкольнику
возможность сохранения здоровья, и его укрепления;
- формировать у детей необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- учить использовать полученные
знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах
деятельности дошкольников и делятся на:
- технологии сохранения и
стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии.
Хочу представить Вашему вниманию, те технологии, формы
и методы, которые знакомы и используются Вами в работе с детьми, а также
предлагаю рассмотреть те, которые, возможно, будут новыми для Вас.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Позвольте познакомить Вас с методом - кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через
движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Основоположниками являются американские педагоги - психологи,
доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Кинезиологическими движениями пользовались
Гиппократ и Аристотель. Научно доказана очень высокая эффективность этого
метода при работе с детьми с нарушениями речи и низкой познавательной
активностью.
Кинезиологические упражнения позволяют активизировать
межполушарное воздействие. Если нарушается проводимость через мозолистое тело,
то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба
полушария начинают работать без связи. Обучая левое полушарие, вы обучаете
только левое, а обучая правое – обучаете весь мозг. Польза, которую приносят
эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным,
активным, энергичным и контролирующим себя, но и улучшается его речь и
координация пальцев.
Представленные мною игровые упражнения как раз
способствуют развитию межполушарных взаимодействий:
1. Исходное
положение рук «Крест – накрест».
2. «Пальчики
проснулись».
3. «Утренняя
гимнастика».
4. «Умываются»
кулачок-ладошка.
5. «Кулачки дерутся».
6. «Пальчики
играют».
7. «Хваталки».
8. «Забиваем
гвозди».
9. «Поцелуйчики».
Что включают в себя комплексы кинезиологических
упражнений:
- дыхательные
упражнения;
- глазодвигательные
упражнения;
- телесные
упражнения;
- упражнения
для развития мелкой моторики;
- упражнения
на релаксацию.
- растяжки.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах
физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен
во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его
работы в целом.
Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и
музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений,
который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста.
“Свеча”.
И.п. – сидя за столом. Представьте, что перед вами
стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть
свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий
вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Воздушный футбол».
Предлагаю вам поиграть в воздушный футбол. Давайте
разделимся на две команды и с помощью дыхания забиваем сопернику гол.
«Горячий чай».
Гимнастика для глаз проводится с целью снятия
статического напряжения мышц глаз, кровообращения, в любое свободное время. Во
время её проведения используется наглядный материал и показ педагога (показ
картин).
«Радуга».
Глазки у
ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите
все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как
солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза
сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе
радугу построим,
Вверх по
радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо,
влево повернем,
А потом
скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься
сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
Пальчиковые игры – это весёлые занятия, а уж потом развитие и
обучение. Пальчиковые игры незаменимы: есть много шансов, что малыши научатся
связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников, будут чувствовать
себя уверенно. Поиграем.
«Медведь».
- Медленно засовывайте платочек одним
пальцем в кулак.
Лез медведь
в свою берлогу,
Все бока
свои помял,
Эй, скорее
на подмогу,
Мишка,
кажется, застрял!
Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака,
затем повторить сначала.
Массаж пальцев рук и ладоней:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые
питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок». (В. Сухомлинский).
Массаж грецкими орехами:
- Катать два
ореха между ладонями;
- Прокатывать
один орех между ладонями;
- Удерживать
несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.
Массаж с природным материалом – шишкой
- Катать шишку
между ладонями.
Массаж с разными крупами и бусами.
Перебирание круп или бусинок (разноцветных
камешков) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно
считать количество бусинок.
Проводится под присмотром взрослого.
Упражнение с педагогами:
«Кулак-ребро-ладонь»;
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на
плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой,
затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки
вверх,
Ладошки
вниз,
А теперь их
на бочок –
И зажали в
кулачок.
Массаж ладоней массажными шариками по методу Су – Джок терапии.
Су – это кисть, Джок – стопа. Большие пальцы рук и ног
изображают голову. 2-й и 5-й пальцы - руки, 3-4 – проекция ног.
Автор Су-Джока южно-корейский
профессор Пак Чже Ву.
Су Джок –терапия оказывает воздействие на
биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и
направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых
нарушений.
Достоинства терапии Су-Джок.
- Высокая эффективность. Эффект
часто наступает через несколько минут.
- Абсолютная безопасность при
применении стимуляции точек соответствия приводит к излечению.
Неправильное применение никогда не приносит вред человеку.
- Универсальность – можно лечить
любую часть тела, любой орган любой сустав.
Кончики пальцев и ладони необходимо массировать до
стойкого ощущения тепла – это оказывает оздоравливающее влияние на весь
организм.
- Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок», он
будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным
массажным шариком. Я буду проговаривать текст и показывать движения, а вы
повторяйте за мной.
На поляне,
на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день
скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)
И катались
по траве, от хвоста и к голове (катать вперед - назад)
Долго зайцы
так скакали (прыгать по ладони шаром),
Но
напрыгались, устали (положить шарик на ладошку)
Стала
гладить и ласкать,
Всех зайчат
зайчиха мать (Гладить шаром каждый палец)
Массаж рук колечками. Пять небольших колечек надеваем по
одному на каждый пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой. Надевая,
называем пальчики: большой, указательный, средний и т.д.
Растяжки.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое
чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная
вялость).
“Снеговик”.
Представьте, что каждый из вас только что слепленный
снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и
снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи,
расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и
изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в
лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит
облачко по небу.
Релаксация. При современном ритме жизни очень важно уметь
расслабляться. В настоящее время мы практически не можем избежать большого
количества повседневных стрессов. При этом, далеко не все умеют
восстанавливаться, расслабляться и справляться с навалившимися стрессами
самостоятельно. Умение восстанавливаться очень важно, так как это зачастую
позволяет нам сохранять здоровье.
Мы должны научить детей ощущать свои эмоции, управлять
своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую
упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.
Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Такие
упражнения очень нравится детям, потому что в них есть элемент игры. Они быстро
и с удовольствием учатся умению расслабляться.
- Предлагаю Вам сделать релаксирующее упражнение на
снятие напряжения с шеи и мышц плечевого пояса.
«Любопытная Варвара».
Любопытная
Варвара
Смотрит
влево, смотрит вправо.
А потом
опять вперед — тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит
вверх!
Выше всех,
все дальше вверх!
Возвращается
обратно — расслабление приятно!
А теперь
посмотрим вниз —
Мышцы шеи
напряглись!
Возвращаемся
обратно —
Расслабление
приятно!
Шея не
напряжена и расслаблена».
ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:
- занятия проводятся ежедневно,
без пропусков;
- занятия проводятся в
доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное
выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или
сидя за столом;
- упражнения проводятся по
специально разработанным комплексам;
- длительность занятий по одному
комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с
использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает
определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность
выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим человеком. Он
улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов,
улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но
и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде
пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи,
яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность,
возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка
доступным и интересным.
«Путешествие по телу».
- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что
названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на
пальцах наших ногти,
на руках –
запястья, локти,
Темя, шея,
плечи, грудь
И животик не
забудь!
Бёдра,
пятки, двое стоп,
Голень и
голеностоп.
Есть колени
и спина,
Но она всего
одна!
Есть у нас
на голове
уха два и
мочки две.
Брови, скулы
и виски,
И глаза, что
так близки.
Щёки, нос и
две ноздри,
Губы, зубы –
посмотри!
Подбородок
под губой
Вот что
знаем мы с тобой!
Десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на
питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте
вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь
интеллектуальной
деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все
проявления своего
организма!
- Старайтесь получать как можно
больше
положительных
эмоций!
- Желайте себе и окружающим
только добра!
Вывод:
- Я рассказала и показала Вам разнообразные методы и
приёмы для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые оказывают положительное
воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей повышается
работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в
хорошем настроении, а это самое главное.
В завершении мастер – класса я предлагаю вам
помедитировать (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди,
и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у
вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его
разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.
Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А я хочу поблагодарить Вас за внимание и за работу.
Будьте всегда здоровы и счастливы!
Здоровья вашим воспитанникам и детям!
Комментариев нет:
Отправить комментарий