Консультация для воспитателей "Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми"

 Консультация для воспитателей

«Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми».

 

Современные дошкольники загружены не меньше взрослых, ведь посещая детский сад, кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают от эмоциональных и физических нагрузок. Но такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей и поэтому важно в работе с детьми дошкольного возраста использовать упражнения на релаксацию.

Под психическим здоровьем понимается динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Современными учеными доказано, что для психического здоровья детей необходимо сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Чувство уверенности и защищенности проявляются, если окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, а дошкольник испытывает эмоциональное благополучие. Что способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного  отношения к другим людям, но невнимание и недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, приводят к негативным последствиям.

Для эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом, активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Слово «Релаксация» означает глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения, так она может быть непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции, так как взрослые понимают об этом, сталкиваясь с нежелательными и неожиданными для них детскими эмоциями. Но чувства детей в таких острых ситуациях не оценивается, ведь это может повлечь за собой лишь непонимания и негатив.

Нельзя требовать от них не переживать того, что он переживает и чувствует, но можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит в не том, чтобы научить их ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.

 

«Задуй свечу».

Глубокий вдох, набирая в легкие больше воздуха. Вытянув губы трубочкой, медленный выдох, как бы дуя на свечу, с длительным произношением звука «У – у - у».

 

«Ленивая кошечка».

Потягивание, руки вверх, руки вперед, потягивание, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Резкое опускание рук вниз с произношением звука «А – а - а».

 

Упражнение на расслабление мышц лица.

 

«Озорные щечки».

Набирание воздуха с сильным надуванием щек. Задержка дыхания, медленный вдох, как бы задуваем свечу. Щеки расслаблены, вдох губами сомкнутыми трубочкой, втягивая его, щеки втягиваются. Расслабление губ и щек.

 

«Рот в замочке».

Поджатие губ, так чтобы их не было видно. Закрытие рта на замок, сильно – сильно сжав губы. Расслабление губ:

«У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет» - поджимание губ.

«Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав» - закрытие рта 4 – 5 секунд.

«Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю» - расслабление губ.

 

«Злюка успокоилась».

И.п. – сидя на полу, руки на коленях.

«А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь» - напряжение челюсти, растягивание губ, обнажение зубов.

«Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю» - сильное рычание.

«Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться» - несколько глубоких вдохов, потягивание.

«Может, даже и зевнуть» - улыбка, широко открыв рот, зевание.

 

Упражнение на расслабление мышц шеи.

 

«Любопытная Варвара».

И.п. – стойка ноги врозь, руки внизу, голова прямо.

«Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо» - повороты головой максимально вправо – влево.

«А потом опять вперед – тут немного отдохнет» - расслабление мышц.

«А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!» - повороты головы вверх, расслабление мышц.

«Возвращение обратно – расслабление приятно!» - расслабление мышц.

«А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!» - медленное опускание головы, вниз прижимая подбородок к груди.

«Возвращение обратно – расслабление приятно!» - расслабление мышц.

 

Упражнение на расслабление мышц рук.

 

«Лимон».

И.п. – стойка ноги врозь, руки внизу с малым мячом, как будто в руках лимон.

«Я возьму в ладонь лимон.  – в правой руке малый мяч.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –            сжимание малого мяча рукой в кулак.

Сок лимонный выжимаю. -     чувство напряжения руки.       

Все в порядке, сок готов.           

Я лимон бросаю, руку расслабляю.» - бросание мяча, расслабление руки.

Выполнение упражнения левой рукой.

 

«Пара».

И.п. – стойка ноги врозь в парах друг напротив друга, руки вперед, касание ладоней партнера.

«Какой сегодня чудный день! – правая рука выпрямляется, левая рука

Прогоним мы тоску и лень.     - сгибается в локте.

Руками потрясли.                      – потряхивание руками.

Вот мы здоровы и бодры.»

 

Упражнение на расслабление мышц ног.

 

«Палуба».

И.п. – стойка ноги врозь, руки за спиной в замке.

«Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! – прижимание ног к полу, перенос массы тела на правую ногу, прижимание ее к полу, сгибание ног в коленях, касание носком пола.

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.» - выпрямление, расслабление ноги, вдох – выдох.

 

«Лошадки».

«Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!»

 

«Слон».

И.п. – стойка ноги врозь, руки внизу. Представление себя слоном.

Медленный перенос массы тела с правой ноги на левую высоко поднимания и с громким опусканием на пол. Движение происходит по всему залу с поочередным подниманием каждой ноги и опусканием ее ударом стопы, о пол произнося на выдохе «Ух!».

 

Упражнение на расслабление всего организма.

 

«Снежная баба».

Представление огромной, красивой снежной бабы, вылепленной из снега с головой, туловищем, двумя торчащими в стороны руками, стоящей на крепких ногах.

Но прекрасным утром, светит солнце, даже начинает припекать и она начинает таять.

Изображение детьми, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекающуюся по земле.

 

«Птички».

Представление детьми, что они маленькие птички. Они летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлились в самом уютном гнездышке на лесной полянке.

 

«Бубенчик».

И.п. – лежа на спине, с закрытыми глазами, руки вдоль туловища на полу.

Расслабление под звучание колыбельной «Пушистые облачка».

Открытие глаз под звук бубенчика.

 

«Летний денек».

И.п. – лежа на спине, на ковре, руки вдоль туловища, расслабленно, глаза закрыты.

Звучит спокойная музыка, слушание текста:

«Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом – бом – бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.».

 

«Замедленное движение».

И.п. – сидя на краю стула, упор на спинку, стойка ноги врозь, руки на коленях, глаза закрыты.

Слушание медленной музыки негромко:

«Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!».

 

«Тишина».

«Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.»

 

Выполнение упражнений на расслабление очень легко даются детям, так как в них присутствует элемент игры и их быстро запоминают.

Научившись расслабляться дети испытывают чувство достатка в психических процессах, познавательной, эмоциональной и волевой сферах, положительную динамику в перераспределении энергии и гармонии.

Дети, которые имеют проблемы с точки зрения психических процессов расслабляясь постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми, так же приобретают уверенность, свободу в выражении чувств и мыслей.

Данная работа в системе позволяет детскому организму сбрасывать лишнее напряжение и восстанавливать равновесие, сохраняя психическое здоровье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста»

  Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста».   «Золотая хохлома». А се...