понедельник, 11 марта 2024 г.

Рекомендации для педагогов «Речевые игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста»

 Рекомендации для педагогов

«Речевые игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста».

 

 «Какие действия совершают животные?»,

«Что делают животные?»

«Что животные умеют — птицы, рыбы, кошки, змеи?».

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры.

Педагог, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое - либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

- Собака.

- Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит.

- Кошка.

- Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается.

- Мышка.

- Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает.

- Ворона.

- Летает, ходит, каркает, клюет); Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает.

«Кто чем занимается?»,

«Никогда мы не забудем, что умеют делать люди».

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Бросая или прокатывая мяч ребенку, педагог называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

- Строитель.

- Строит.

- Повар.

- Варит, готовит.

- Носильщик.

- Носит.

- Чертежник.

- Чертит.

- Рабочий.

- Работает.

- Уборщица.

- Убирает.

- Художник.

- Рисует и т.д.

«Горячий — холодный»,

 «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот».

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов - антонимов.

Ход игры.

Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Педагог, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое — с противоположным значением.

- Горячий.

- Холодный.

- Хороший – плохой.

- Умный – глупый.

- Веселый – грустный.

- Острый – тупой и т.д.

Усложнение: можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

«Из чего сделано?»,

«Вот предмет, а из чего люди сделали его?».

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры.

Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Педагог, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

- Рукавички из меха...

-  Меховые.

Например: тазик из меди... медный; медвежонок из плюша... плюшевый; рукавички из шерсти... шерстяные; стакан из стекла... стеклянный; ваза из хрусталя... хрустальная.

Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

«Лови да бросай — цвета называй»,

 «Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом».

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

- Красный.

- Мак, огонь, флаг.

- Оранжевый.

- Апельсин, морковь, заря.

- Желтый.

- Цыпленок, солнце, репа.

- Зеленый.

- Огурец, трава, лес.

- Голубой.

- Небо, лед, незабудки.

- Синий.

- Колокольчик, море, чернила.

- Фиолетовый.

- Слива, сирень, сумерки.

«Третий лишний»,

«Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас».

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

«Чья голова?»,

 «Чья у зверя голова?», «Подскажи скорей слов».

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры.

Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Педагог, бросая мяч кому - либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «...воронья».

- У рыси голова рысья.

- У рыбы — рыбья.

- У кошки — кошачья.

- У сороки — сорочья

- У зайца — заячья.

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

 

 

 

«Что бывает круглым?»,

 «Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает».

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры.

Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч обратно. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

«Один — много»,

 «Мы — волшебники немного: был один, а станет много».

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры.

Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

Примеры: стол – столы, двор — дворы, нос — носы, гора — горы, нора — норы, мост — мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод — провода, холод — холода, день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки, кусок — куски, кружок — кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок — утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста»

  Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста».   «Золотая хохлома». А се...