Консультация для родителей
«Ритмика как
средство духовного, психического и физического развития дошкольника».
Ритмическое воспитание развивает у детей
чувство музыкального ритма, без которого не осуществляются движения в
соответствии с музыкой, а чувство ритма позволяет детям активно проявлять себя
в музыкальной деятельности.
Так психолог Теплов Б.М. утверждал, что
определение музыкально – ритмического чувства как способность активно
переживать музыку и вследствии этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность
временного хода музыкального движения.
Движения в соответствии с ходом музыки
ребенком одновременно воспринимается звуковысотные движения, то есть мелодию в
связи со всеми выразительными средствами. Следовательно, воспринимая
выразительность музыкального ритма, ребенок целостно воспринимает музыкальное
произведение и не может не реагировать на воздействие всех взаимосвязанных
средств музыкальной выразительности, доступной для воспроизведения движений и
некоторые средства особенно ярко переданы в этих движениях. Так изменения темпа
музыки, вызывает желание изменить темп самого движения, но так же передаются
метроритмические изменения.
«Метроритм» - это метр, как соотношение
сильных и слабых долей, метроритмическая пульсация равномерно располагает во
времени ритмический рисунок произведения как соотношение разных длительностей,
но акценты вызваны мелодичностью, ритмичностью, гармоничностью изменений. Эти
метроритмические соотношения легко передают движения, воспринимается с помощью
них сильные доли детьми, и передают их в ходьбе посредством хлопков
ритмического рисунка произведения.
В
движении дети дошкольного возраста передают характер музыкального произведения,
так же изменения формы, его фразы, предложения и части вызывают желание внести
изменения в движения, и это указал швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак –
Далькроз, как особенность музыкально – ритмического воспитания. Так же на
основе системы Э.Жака – Далькроза и Ф.Дельсарта в России отечественными
педагогами – музыкантами С.Д.Рудневой, Л.С.Генераловой и Э.М.Фиш разработано
музыкальное движение, современно и актуально по сей день. Данная система
является универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти,
внимания, выразительности движения, творческого воображения.
Где ритмическая деятельность
активизирует и развивает музыкальные способности, музыкально – слуховые
представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство, поэтому в дошкольном
учреждении уделяется особое внимание музыкально – ритмическому воспитанию. Ведь
обучение определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам, помогает
передавать детям движением характер музыки. Детям естественные движения даются
очень легко, что позволяет им свободно ориентироваться в пространстве при этом
выбирать наиболее подходящие для сюжета или образа, выразительной композиции.
Основой ритмических упражнения является музыка, так как она идеальный образец
организованного движения, регулятор движения, четкого представления о
соотношении между временем, пространством и движением.
Ритмика является синтетическим видом
музыкально – ритмической деятельности и любая программа будет основана на
движениях под музыкальное сопровождение, где развивается музыкальный слух,
двигательная способность, психические процессы, внимание, чувство ритма,
артистичность и пластика.
Умения и навыки, приобретаемые в
процессе занятия ритмикой у детей в соответствии программы, такие как двигаться
в темп характера музыки, ее динамики, ускорения и замедления движений, несложному
ритмическому рисунку, менять движения в соответствии с музыкальными фразами,
самостоятельно начинать движения после вступление.
На занятиях по ритмике проводятся
музыкальные игры, хороводы, танцы, двигательные упражнения, но основным
требованиям программы является соответствие характера движения ребенка
характеру музыки и ее эмоциональному содержанию.
Мы с первого занятия должны
заинтересовать детей, вызвать интерес и желание заниматься, при этом продумав
приемы с помощью, которых решаем поставленные задачи. Ведь невозможно сразу переходить
к танцам, так как сначала происходит обучение красивому и осознанному движению
под музыку, где представлена связь с ней и привычным, естественным движением.
Поэтому на первом этапе в занятия включаются простые и интересные упражнения,
не трудные для их восприятия и исполнения. На втором этапе обучения движению
начинается с правильного произношения названия упражнения, показа и объяснения
техники выполнения понятным, целенаправленным, чтобы создать зрительный образ и
осмысления упражнения.
В ходе всего занятия особенно в вводной
части важно следить за формирование правильной осанки у детей, с этой целью
рекомендуются упражнения на пригибание и выгибание позвоночника, так как эти
упражнения способствуют укреплению мышц спины прилегающих к лопаткам. Так же
включаются в занятия музыкальные игры и этюды для развития выразительности и
артистичности, фантазии. Исполнение торжественного марша дети шагают энергично
и четко, а под звуки напевной народной мелодии – шаг плавный, спокойный, если
образ игровой или сказочный движения эмоциональные и выразительные. Так как в
хороводах, играх, плясках в основе лежат ходьба, бег, прыжки, поскоки.
Образные имитационные движения развивают
воображение и двигательные умения детей, которые выражаются в игровой деятельности.
Поэтому движения применяются в музыкально – ритмическом воспитании детей, так
же используются танцевальные движения в плясках.
Танцы существуют много тысячелетий, как
и человек, что способствует открытому выражению мыслей, эмоций через движения, но
в нем не звучит слово, но присутствует выразительность пластики человеческого
тела, так как язык понятен всем, интернационален.
Обучение детей основам хореографического
искусства, но ритмика является лишь составной частью как дополнение к ведущим
занятиям.
Современные дети и взрослые увлечены
компьютерными играми, социальными сетями, телевидением и мало времени отводят
на занятие спортом и активным отдыхом, вследствии у каждого второго ребенка
наблюдается искривление осанки, ослабление зрения и слуха, психические
расстройства.
Ритмика позволяет обучение
хореографическому воспитанию сделать важным процессом развития детей
дошкольного возраста с целью психофизического развития, формирования средствами
музыки ритмических движений, разнообразных умений, способностей,
коммуникативных качества.
Так развитие музыкальность влияет на
чувство настроение музыки, ее характер и содержание, музыкальный слух, чувство
ритма, музыкальную память. Двигательные качества и умения развивают ловкость,
точность, координацию движений, гибкость и пластичность, ориентировку в
пространстве. Творческие способности формируют потребность в самовыражении
через движения под музыку, коммуникативные качества, творческое воображение и
фантазию, импровизацию. Тренировка психических процессов совершенствует умения
выражать эмоции в мимике и пантомимике, воспитывает внимание, волю, память и
мышление.
С помощью основных приемов и методов мы
проводим обучение ритмическим упражнениям: метод показа, словесный,
импровизационный, метод иллюстративной наглядности, игровой, концентрический.
Ритмические упражнение ориентируют
педагога на сотрудничество с ребенком и на интеграцию различных видов
художественной деятельности в педагогическом процессе. Поэтому ритмические
композиции применяются не только на занятиях, но и на утренней гимнастике, на
занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх
и на прогулках.
Педагоги могут применять репертуар не только как средство развития музыкальных и
двигательных способностей детей на ритмике, но и как игровые тренинги для
развития психических процессов – это внимания, памяти, воли, творческого
воображения и фантазии, так и средство расслабления, переключения внимания,
повышения психофизического тонуса. На занятиях по математике или речевому
развитию, то есть с высокой умственной активностью и малой подвижностью мы
применяем игровые, танцевальные композиции, такие как физминутки или
динамические паузы.
Главной задачей ритмического развития
является активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к
музыке, творчеству, развитие творческого воображения. Интересно включение в
занятия по ритмике композиций на классическую музыку, ведь сначала необходимо
прослушать саму музыку, провести беседу о ней, пластические этюды, импровизацию
с детьми. Данные композиции используются на праздниках, утренниках, в играх –
драматизациях, в самостоятельной деятельности детей. На праздниках дети
исполняют их ярко, с целью эффективного, эмоционального и выразительного
выполнения композиций, так же предлагаются атрибуты и костюмы.
Системная работа по ритмическому
воспитанию нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое
развитие, а содержание и методы могут конкретизироваться в зависимости от
возможности детей. Здесь оценивается красота, выразительность движений под
музыку в его гармоничности, проявление индивидуальности образа, музыкальность,
естественность самого движения. Так как движение под музыку является для
ребенка привлекательным видов деятельности, возможностью выразить эмоции,
реализовать свою энергию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий