Консультация для родителей "Ритмика как средство духовного, психического и физического развития дошкольника"

                                                Консультация для родителей

«Ритмика как средство духовного, психического и физического развития дошкольника».

 

Ритмическое воспитание развивает у детей чувство музыкального ритма, без которого не осуществляются движения в соответствии с музыкой, а чувство ритма позволяет детям активно проявлять себя в музыкальной деятельности.

Так психолог Теплов Б.М. утверждал, что определение музыкально – ритмического чувства как способность активно переживать музыку и вследствии этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

Движения в соответствии с ходом музыки ребенком одновременно воспринимается звуковысотные движения, то есть мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Следовательно, воспринимая выразительность музыкального ритма, ребенок целостно воспринимает музыкальное произведение и не может не реагировать на воздействие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступной для воспроизведения движений и некоторые средства особенно ярко переданы в этих движениях. Так изменения темпа музыки, вызывает желание изменить темп самого движения, но так же передаются метроритмические изменения.

«Метроритм» - это метр, как соотношение сильных и слабых долей, метроритмическая пульсация равномерно располагает во времени ритмический рисунок произведения как соотношение разных длительностей, но акценты вызваны мелодичностью, ритмичностью, гармоничностью изменений. Эти метроритмические соотношения легко передают движения, воспринимается с помощью них сильные доли детьми, и передают их в ходьбе посредством хлопков ритмического рисунка произведения.

 В движении дети дошкольного возраста передают характер музыкального произведения, так же изменения формы, его фразы, предложения и части вызывают желание внести изменения в движения, и это указал швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак – Далькроз, как особенность музыкально – ритмического воспитания. Так же на основе системы Э.Жака – Далькроза и Ф.Дельсарта в России отечественными педагогами – музыкантами С.Д.Рудневой, Л.С.Генераловой и Э.М.Фиш разработано музыкальное движение, современно и актуально по сей день. Данная система является универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движения, творческого воображения.  

Где ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности, музыкально – слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство, поэтому в дошкольном учреждении уделяется особое внимание музыкально – ритмическому воспитанию. Ведь обучение определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам, помогает передавать детям движением характер музыки. Детям естественные движения даются очень легко, что позволяет им свободно ориентироваться в пространстве при этом выбирать наиболее подходящие для сюжета или образа, выразительной композиции. Основой ритмических упражнения является музыка, так как она идеальный образец организованного движения, регулятор движения, четкого представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Ритмика является синтетическим видом музыкально – ритмической деятельности и любая программа будет основана на движениях под музыкальное сопровождение, где развивается музыкальный слух, двигательная способность, психические процессы, внимание, чувство ритма, артистичность и пластика.

Умения и навыки, приобретаемые в процессе занятия ритмикой у детей в соответствии программы, такие как двигаться в темп характера музыки, ее динамики, ускорения и замедления движений, несложному ритмическому рисунку, менять движения в соответствии с музыкальными фразами, самостоятельно начинать движения после вступление.

На занятиях по ритмике проводятся музыкальные игры, хороводы, танцы, двигательные упражнения, но основным требованиям программы является соответствие характера движения ребенка характеру музыки и ее эмоциональному содержанию.

Мы с первого занятия должны заинтересовать детей, вызвать интерес и желание заниматься, при этом продумав приемы с помощью, которых решаем поставленные задачи. Ведь невозможно сразу переходить к танцам, так как сначала происходит обучение красивому и осознанному движению под музыку, где представлена связь с ней и привычным, естественным движением. Поэтому на первом этапе в занятия включаются простые и интересные упражнения, не трудные для их восприятия и исполнения. На втором этапе обучения движению начинается с правильного произношения названия упражнения, показа и объяснения техники выполнения понятным, целенаправленным, чтобы создать зрительный образ и осмысления упражнения.

В ходе всего занятия особенно в вводной части важно следить за формирование правильной осанки у детей, с этой целью рекомендуются упражнения на пригибание и выгибание позвоночника, так как эти упражнения способствуют укреплению мышц спины прилегающих к лопаткам. Так же включаются в занятия музыкальные игры и этюды для развития выразительности и артистичности, фантазии. Исполнение торжественного марша дети шагают энергично и четко, а под звуки напевной народной мелодии – шаг плавный, спокойный, если образ игровой или сказочный движения эмоциональные и выразительные. Так как в хороводах, играх, плясках в основе лежат ходьба, бег, прыжки, поскоки.

Образные имитационные движения развивают воображение и двигательные умения детей, которые выражаются в игровой деятельности. Поэтому движения применяются в музыкально – ритмическом воспитании детей, так же используются танцевальные движения в плясках.

Танцы существуют много тысячелетий, как и человек, что способствует открытому выражению мыслей, эмоций через движения, но в нем не звучит слово, но присутствует выразительность пластики человеческого тела, так как язык понятен всем, интернационален.

Обучение детей основам хореографического искусства, но ритмика является лишь составной частью как дополнение к ведущим занятиям.

Современные дети и взрослые увлечены компьютерными играми, социальными сетями, телевидением и мало времени отводят на занятие спортом и активным отдыхом, вследствии у каждого второго ребенка наблюдается искривление осанки, ослабление зрения и слуха, психические расстройства.

Ритмика позволяет обучение хореографическому воспитанию сделать важным процессом развития детей дошкольного возраста с целью психофизического развития, формирования средствами музыки ритмических движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качества.

Так развитие музыкальность влияет на чувство настроение музыки, ее характер и содержание, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память. Двигательные качества и умения развивают ловкость, точность, координацию движений, гибкость и пластичность, ориентировку в пространстве. Творческие способности формируют потребность в самовыражении через движения под музыку, коммуникативные качества, творческое воображение и фантазию, импровизацию. Тренировка психических процессов совершенствует умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, воспитывает внимание, волю, память и мышление.

С помощью основных приемов и методов мы проводим обучение ритмическим упражнениям: метод показа, словесный, импровизационный, метод иллюстративной наглядности, игровой, концентрический.

Ритмические упражнение ориентируют педагога на сотрудничество с ребенком и на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе. Поэтому ритмические композиции применяются не только на занятиях, но и на утренней гимнастике, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх и на прогулках.

Педагоги могут применять репертуар  не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на ритмике, но и как игровые тренинги для развития психических процессов – это внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, так и средство расслабления, переключения внимания, повышения психофизического тонуса. На занятиях по математике или речевому развитию, то есть с высокой умственной активностью и малой подвижностью мы применяем игровые, танцевальные композиции, такие как физминутки или динамические паузы.

Главной задачей ритмического развития является активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, творчеству, развитие творческого воображения. Интересно включение в занятия по ритмике композиций на классическую музыку, ведь сначала необходимо прослушать саму музыку, провести беседу о ней, пластические этюды, импровизацию с детьми. Данные композиции используются на праздниках, утренниках, в играх – драматизациях, в самостоятельной деятельности детей. На праздниках дети исполняют их ярко, с целью эффективного, эмоционального и выразительного выполнения композиций, так же предлагаются атрибуты и костюмы.

Системная работа по ритмическому воспитанию нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие, а содержание и методы могут конкретизироваться в зависимости от возможности детей. Здесь оценивается красота, выразительность движений под музыку в его гармоничности, проявление индивидуальности образа, музыкальность, естественность самого движения. Так как движение под музыку является для ребенка привлекательным видов деятельности, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию.

 Музыка в ритмике занимает самое центральное место и учить детей красиво двигаться, воспитывает культуру движения, повышает качество исполнения движений, выразительность, ритмичность, координацию. Формирует активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выражать ее содержание в движениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста»

  Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста».   «Золотая хохлома». А се...