Рекомендации для педагогов
«Речевые игры с мячом для детей старшего
дошкольного возраста».
«Веселый счет»,
«Сколько
их — всегда мы знаем».
Цель: закрепление в речи детей
согласования существительных с числительными, развитие ловкости, быстроты
реакции.
Ход
игры.
Педагог бросает мяч ребенку
и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок,
возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с
числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть
сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один
стол - пять столов, один слон — пять слонов, один шкаф — пять шкафов, один гусь
— пять гусей, один лебедь — пять лебедей, один журавль — пять журавлей, одна
гайка — пять гаек, одна майка — пять маек, одна шишка — пять шишек, один утенок
— пять утят, один гусенок — пять гусят, один цыпленок — пять цыплят, один заяц
— пять зайцев, один палец — пять пальцев, одно платье — пять платьев, одна
шапка — пять шапок, одна перчатка — пять перчаток, одна банка — пять банок,
одна рукавица — пять рукавиц, одна пуговица — пять пуговиц, одна мыльница —
пять мыльниц, одна шляпа — пять шляп, одна книга — пять книг, одна конфета —
пять конфет.
- А у меня …
Ведущий бросает мяч и
произносит:
- У меня один стол.
- А у меня пять столов.
«Где мяч?»,
«Мячик,
мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь».
Цель: закрепление в речи детей
правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в
пространстве, внимания.
Ход
игры.
Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над
головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п.
Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на
полу, в углу, около стола, под столом...).
«Хорошо — плохо».
«Мир
не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь».
Цель: знакомство детей с
противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.
Ход
игры.
Дети сидят в кругу. Педагог
задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их
взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
- Дождь.
- Дождь — это хорошо:
смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо
— намочит нас, бывает холодным.
- Город.
- Хорошо, что я живу в
городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не
увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Вчера, сегодня, завтра»,
«То,
что было, то, что будет, каждый помнит — не забудет».
Цель: закрепление умения детей
ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой
речи.
Ход
игры.
Педагог бросает мяч по
очереди всем играющим, задавая вопросы:
- Ты ответь мне, будь
добра, что ты делала вчера?
- Все ли сделал, что хотел?
- За сегодня что успел?
- Я еще узнать хотела — что
ты завтра будешь делать?
Дети, возвращая мяч
ведущему, отвечают на вопросы.
«Утро, день, вечер, ночь»,
«Утро,
вечер, день и ночь навсегда уходят прочь»,
«Провожать их не спеши, что ты делал,
расскажи».
Цель: закрепление умения детей
ориентироваться во времени, названий частей суток, их последовательности;
развитие внимания, ловкости.
Ход
игры.
Перебрасывая мяч различными
способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети
отвечают на вопросы педагога и рассказывают, что они делали утром, днем, что
будут делать вечером, ночью:
- Что ты делал утром?
- Что ты делал вечером?
Вариант 1: «Назови
«соседей» утра».
Вариант 2: «Сначала вечер,
а потом?..»
Вариант 3: «Назови
пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...).
«Лови, бросай, дни недели называй»,
«В
календарь не зря глядели — все мы помним дни недели».
Цель: закрепление временных
понятий в активном словаре ребенка.
Ход
игры.
Дети становятся в круг. Педагог, бросая
мяч кому - нибудь из детей, может начать с любого дня недели:
- Я начну, ты продолжай, дни недели
называй! Среда...
Дети по очереди перебрасывают мяч друг
другу и последовательно называют дни недели.
Усложнение: дети и педагог встают в
круг. Педагог называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол:
- Понедельник. Вторник...
Вместо следующего дня недели педагог
называет имя ребенка: «Саша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая
мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.
«Месяцы и их последовательность»,
«Месяц к месяцу встает — каждый всех их
назовет».
Цель: закрепление временных
понятий в активном словаре ребенка.
Ход
игры.
Дети и педагог встают в
круг. Педагог с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол:
- Январь, февраль, март...
Вместо следующего месяца, педагог
называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает
называть месяцы, хлопая мячом об пол.
«Что за чем?»,
«Что за чем у нас идет, каждый год и
круглый год?».
Цель: закрепление временных
понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.
Ход
игры.
Играющие встают в круг. Педагог
бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы.
- Зима. А что за нею?
- Весна.
Бросает мяч ведущему.
Варианты вопросов:
- Зима. А что за нею?
- Весна. А что за нею?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите летние месяцы.
- Назовите первый месяц
весны.
- Назовите последний месяц
зимы.
- С какого месяца
начинается осень?
- Каким месяцем
заканчивается осень?
«Бывает — не бывает»,
«Что же будет, что же нет? Поскорее дай
ответ!».
Цель: расширение и закрепление
активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Ход
игры.
Играющие встают в круг. Педагог
называет времена года.
- Лето.
А затем, бросая мяч
кому-нибудь из детей, называет явление природы.
- Ледоход.
Ребенок, поймавший мяч,
должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся,
выходит из игры.
Варианты явлений природы и
сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь,
снег, град, гроза и т. д.
Усложнение: дети дают
полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления
природы в данное время года.
«Кто кем был?»,
«Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы
были».
Цель: развитие мышления,
расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход
игры.
Педагог, бросая мяч кому - либо
из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на
вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом, лошадь —
жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня —
семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф —
доской, велосипед — железом, рубашка — тканью, ботинки — кожей, дом — кирпичом,
сильный — слабым.
«Кто кем будет?»,
«Знаем
мы с тобой о том, что бывает с кем потом».
Цель: развитие мышления,
воображения, быстроты реакции, расширение словаря.
Ход
игры.
Педагог, бросая мяч детям,
задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко,
икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т.
д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например:
«Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
«Семья»,
«Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя
семья?».
Цель: обучение детей разбору в
родственных отношениях, употребление слов, обозначающих родство и
родственников.
Ход
игры.
Педагог, бросая мяч
ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Вопросы:
- Кем ты доводишься маме и
папе?
- Кто ты для бабушки и
дедушки?
- У тебя сестра или брат?
- Назови двоюродных братьев
и сестер.
- Кем являются для тебя
родители твоих двоюродных братьев и сестер?
Комментариев нет:
Отправить комментарий