вторник, 9 апреля 2024 г.

Рекомендации для педагогов «Речевые игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста»

Рекомендации для педагогов

«Речевые игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста».

 

«Веселый счет»,

 «Сколько их — всегда мы знаем».

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры.

Педагог бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов, один слон — пять слонов, один шкаф — пять шкафов, один гусь — пять гусей, один лебедь — пять лебедей, один журавль — пять журавлей, одна гайка — пять гаек, одна майка — пять маек, одна шишка — пять шишек, один утенок — пять утят, один гусенок — пять гусят, один цыпленок — пять цыплят, один заяц — пять зайцев, один палец — пять пальцев, одно платье — пять платьев, одна шапка — пять шапок, одна перчатка — пять перчаток, одна банка — пять банок, одна рукавица — пять рукавиц, одна пуговица — пять пуговиц, одна мыльница — пять мыльниц, одна шляпа — пять шляп, одна книга — пять книг, одна конфета — пять конфет.

- А у меня …

Ведущий бросает мяч и произносит:

- У меня один стол.

- А у меня пять столов.

«Где мяч?»,

 «Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь».

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры.

Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п.

Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...).

«Хорошо — плохо».

 «Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь».

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры.

Дети сидят в кругу. Педагог задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

- Дождь.

- Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

- Город.

- Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Вчера, сегодня, завтра»,

 «То, что было, то, что будет, каждый помнит — не забудет».

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры.

Педагог бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы:

- Ты ответь мне, будь добра, что ты делала вчера?

- Все ли сделал, что хотел?

- За сегодня что успел?

- Я еще узнать хотела — что ты завтра будешь делать?

Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

«Утро, день, вечер, ночь»,

 «Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь»,

«Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи».

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы педагога и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью:

- Что ты делал утром?

- Что ты делал вечером?

Вариант 1: «Назови «соседей» утра».

Вариант 2: «Сначала вечер, а потом?..»

Вариант 3: «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...).

«Лови, бросай, дни недели называй»,

 «В календарь не зря глядели — все мы помним дни недели».

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры.

Дети становятся в круг. Педагог, бросая мяч кому - нибудь из детей, может начать с любого дня недели:

- Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...

Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение: дети и педагог встают в круг. Педагог называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол:

- Понедельник. Вторник...

Вместо следующего дня недели педагог называет имя ребенка: «Саша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

«Месяцы и их последовательность»,

«Месяц к месяцу встает — каждый всех их назовет».

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры.

Дети и педагог встают в круг. Педагог с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол:

- Январь, февраль, март...

Вместо следующего месяца, педагог называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

«Что за чем?»,

«Что за чем у нас идет, каждый год и круглый год?».

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Ход игры.

Играющие встают в круг. Педагог бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы.

- Зима. А что за нею?

- Весна.

 Бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов:

- Зима. А что за нею?

- Весна. А что за нею?

- Сколько месяцев в году?

- Назовите летние месяцы.

- Назовите первый месяц весны.

- Назовите последний месяц зимы.

- С какого месяца начинается осень?

- Каким месяцем заканчивается осень? 

«Бывает — не бывает»,

«Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!».

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры.

Играющие встают в круг. Педагог называет времена года.

- Лето.

А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы.

- Ледоход.

Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.

Усложнение: дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

«Кто кем был?»,

«Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были».

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч кому - либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф — доской, велосипед — железом, рубашка — тканью, ботинки — кожей, дом — кирпичом, сильный — слабым.

«Кто кем будет?»,

 «Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом».

Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

«Семья»,

«Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?».

Цель: обучение детей разбору в родственных отношениях, употребление слов, обозначающих родство и родственников.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Вопросы:

- Кем ты доводишься маме и папе?

- Кто ты для бабушки и дедушки?

- У тебя сестра или брат?

- Назови двоюродных братьев и сестер.

- Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

- А ты кто для них?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста»

  Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста».   «Золотая хохлома». А се...