четверг, 12 сентября 2024 г.

Рекомендации «Игры, направленные на установление межличностных контактов и создание в группе благоприятного микроклимата для детей старшего дошкольного возраста».

 

Рекомендации

«Игры, направленные на установление межличностных контактов

и создание в группе благоприятного микроклимата для детей старшего дошкольного возраста».

Упражнение - игра, цель.

 

Содержание упражнения – игры.

1

«Приветствие» - релаксационное упражнение.

Цели: устанавливать межличностные контакты; создавать в группе благоприятный микроклимат.

Участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй друг! -  Здороваются за руку.

Как ты тут?  - Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был?  - Дергают за ушко друг друга.

Я скучал!  - Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл!  - Разводят руки в стороны.

Хорошо!  - Обнимаются.

2

«Передай по кругу»

Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Дети садятся в круг.

Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. Можно играть, не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему, не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).           

3

«Кто кого перехлопает или перетопает» - релаксационное упражнение.

Цели: снять психологическое и мышечное напряжение; создавать хорошее настроение.

Группа детей делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

 

4

«Тень».

Цели: развивать двигательную координацию, быстроту реакции; устанавливать межличностные контакты.

Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.

5

«Уши – нос – глаза».

Цели: развивать двигательную координацию, быстроту реакции; устанавливать межличностные контакты.

Все игроки стоят в кругу. Ведущий начинает говорить вслух и одновременно показывать на себе часть тела: «Уши-уши» (все показывают уши), «Плечи – плечи» (все показывают плечи), «Локти – локти» (все показывают локти).  Затем водящий начинает специально путать игроков: показывает одну часть тела, а называет другую. Дети должны в случае ошибки водящего не повторять за ним движение. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

6

«Конкурс хвастунов».

Цель: находить в своем соседе как можно больше достоинств.

 

Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос —  но нам важно мнение ребенка)!

 – подбородок, локти, лоб, брови и другие.

7

«Путаница».

Цель: разогреть, сплачить группу, снижать напряженность.

Один доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

8

«Приветствие с колокольчиком».

Цель: приветствие, настраивать детей на доброжелательный лад.

Дети стоят в кругу. Педагог подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

9

«Заколдованная тропинка».

Цель: развивать умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

 

Один из детей – ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

10

«Рулет».

Цель: активизировать группу, создать  групповую сплоченность.

 

Дети встают в шеренгу, держась за руки. Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».

11

«Лицом к лицу».

Цель: создать положительный эмоциональный фон, активизировать детей, развивать внимание.

 

Каждый ребенок находит себе пару. Ведущий называет действия, например, «рука к носу»«спина к спине»«голова к колену» и т. д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

12

«Такси».

Цель: активизировать группу деление на подгруппы, закрепить количество.

Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке.

Выбирается 1-2 участника, которые будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например, 2, 3 или 4. Когда такси останавливается, участники должны бежать «занимать места в такси».

13

«На мостик».

Цель: развивать коммуникативные навыки, моторную ловкость.

 

Количество играющих: две команды.

     Описание игры: педагог предлагает пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик – полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на встречу, друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернётся. Также важно не переступить через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребёнка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарии: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика – аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

14

«Сороконожка».

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

 

Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперёд, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь»,  сохранить Сороконожку в целости.

15

«Липучка»

 Цель: развивать умение взаимодействовать со сверстниками, снять мышечное напряжение, сплочение детской группы.

 

Все дети двигаются, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают «Я, липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других.

Когда все дети становятся «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

16

«Голово - мяч».

Цель: развивать навыки сотрудничества.

 

Количество играющих: любое чётное.

Необходимое приспособление: мяч для каждой пары.

Описание игры: дети ложатся на живот, на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры – встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками. Облегчить игру можно, предложив поднимать мяч из положения на корточках. Усложнить игру – поднимать мяч втроём.

17

«Улитка».

Цель: развивать выдержку и самоконтроль.

 

Количество играющих: 4 - 5 человек.

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причём нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

18

«Команда, соберись!».

Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

19

«Котёл».

Цели: способствовать сплочению коллектива; снять состояние агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

 

«Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!» и т.д. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.

20

«Передай по кругу».

Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть, не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему, не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

21

«Приветствие короля»

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.

 

Участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди.

22

«Коробка переживаний» - релаксационное упражнение.

Цели: снять психологическое напряжение; развивать умения осознавать и формулировать свои проблемы.       

Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: «В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

 

23

«Цветок».

Цель: снять психологическое напряжение, развивать координацию движений и воображение.

Дети сидят на корточках, обхватив руками колени. Все они семечки, из которых скоро вырастут красивые цветы.
Ведущий обращается к участникам игры: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляется, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появляются прекрасные цветы. Они греются на солнышке, подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, поворачивают свои головы вслед за солнышком».
Дети, слушая ведущего, выполняют выразительные движения: сидят на корточках; поднимают голову, руки;
выпрямляются, руки разводят в стороны - цветок расцвел; голова слегка откинута назад, медленно поворачиваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуясь весеннему солнышку.
Рекомендации. Можно проводить эту игру под спокойную музыку. 

24

«Дружные ребята» - упражнение па сплоченность группы.

Цель: учить контролировать своё эмоциональное состояние;  способствовать сплочённости коллектива.

Руки всех детей вытянуты вперед. На счет «три» все должны одновременно хлопнуть в ладоши.

25

“Строители”.

Цель: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

              

Дети выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу

  • тяжелое ведро с цементом;
  • легкую кисточку;
  • кирпич;
  • огромную тяжелую доску;
  • гвоздь;
  • молоток.

Примечание: Ведущий следит за тем, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица “строителей” соответствовали тяжести и объему передаваемых предметов.

 

26

«Властелины кольца».

Цели: обучать координации совместных действий, поиску способов коллективного решения проблемы.

 

Потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку.  Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для педагогов «Применение су – джок в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста».

  Рекомендации для педагогов «Применение су – джок в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста». Тема «Зимние ...