Рекомендации для
педагогов
«Речевые игры с мячом
для детей старшего дошкольного возраста».
«Мяч бросай и животных называй».
Цель: расширение словарного
запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение
соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход игры: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч
поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать
относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
- Овощи.
- Картофель, капуста, помидор, огурец,
редиска, свекла, морковь.
- Фрукты.
- Яблоко, груша, лимон, мандарин,
апельсин, абрикос.
- Ягоды.
- Малина, клубника, смородина, брусника,
черника, ежевика.
- Деревья.
- Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и
т.д.
Вариант 2. Педагог называет видовые
понятия, а ребенок — обобщающие слова.
- Огурец, помидор, репа.
- Овощи.
«Я знаю три названия животных (цветов)»,
«Я
знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».
«Раз
и два, и три, четыре — все мы знаем в этом мире».
Цель: расширение словарного
запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции,
ловкости.
Ход
игры:
ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен
мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».
Применяются следующие виды
движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками;
бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и
левой рукой на месте.
«Животные и их детеныши».
Цель: закрепление в речи детей
названии детенышей животных, навыков словообразования, развитие ловкости,
внимания, памяти.
Ход
игры:
бросая мяч ребенку, педагог называет какое - либо животное, а ребенок,
возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного.
Основные движения:
перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча,
сидя на ковре.
Слова разбиты на три группы
по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий
детенышей.
Группа 1: у тигра - у льва — у слона - у
оленя - у лося — у лисы…
Группа 2: у медведя — медвежонок, у
верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика —
крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у
свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.
Группа 3: — тигренок - львенок - слоненок - олененок - лосенок
– лисенок…
«Кто как разговаривает?»,
«Мяч
лови, да поскорей назови язык зверей».
Цель: расширение словарного
запаса, развитие быстроты реакции.
Ход
игры.
Вариант 1: ведущий поочередно бросает мяч
детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то
или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка,
свинья – мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.
Вариант 2: педагог, бросая ребенку мяч,
спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
«Подскажи словечко» .
(«Есть всего один ответ. Кто-то знает,
кто-то — нет»).
Цель: развитие мышления,
быстроты реакции.
Ход
игры.
Педагог, бросая мяч
поочередно каждому ребенку, спрашивает:
— Ворона каркает, а сорока?
Ребенок, возвращая мяч,
должен ответить:
— Сорока стрекочет.
Примеры вопросов: — Сова
летает, а кролик?
— Корова ест сено, а лиса?
— Крот роет норки, а
сорока?
— Петух кукарекает, а
курица?
— Лягушка квакает, а
лошадь?
— У коровы теленок, а у
овцы?
— У медвежонка мама
медведица, а у бельчонка?
«Чей домик?», «Кто, где живет?»,
«Кто в берлоге, кто в норе?», «Назови-ка
поскорей!».
Цель: закрепление знания детей о
жилищах животных, насекомых, употребления в речи детей грамматической формы
предложного падежа с предлогом «в».
Ход
игры.
Бросая мяч поочередно
каждому ребенку, педагог задает вопрос, а ребенок, возвращая у мяч, отвечает.
Вариант 1: - Кто живет в
дупле?
- Белка.
- Кто живет в скворечнике?
- Скворцы.
- Кто живет в гнезде?
- Птицы: ласточки, кукушки
сойки и т. д.
- Кто живет в будке?
- Собака.
- Кто живет в улье?
- Пчелы.
- Кто живет в норе?
- Лиса.
- Кто живет в логове?
- Волк.
- Кто живет в берлоге?
- Медведь.
Вариант 2:
- Где живет медведь?
- Где живет волк?
- В берлоге. В логове.
Вариант 3: работа над
правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ:
«Медведь живет в берлоге».
«Скажи ласково»,
«Мячик маленький поймай, да словечком
приласкай».
Цель: закрепление умения
образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов,
развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход
игры.
Педагог, бросая мяч
ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч;
называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.
Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга —
книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце,
зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода —
водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье —
платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики,
трусы — трусики.
«Что происходит в природе?»,
«Человек легко находит, что в природе
происходит».
Цель: закрепление употребления в
речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход
игры.
Педагог, бросая мяч
ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос
ответить.
Игру желательно проводить
по темам: «Весна».
- Солнце — что делает?
- Светит, греет.
- Ручьи — что делают?
- Бегут, журчат
- Снег — что делает?
- Темнеет, тает.
- Птицы — что делают?
- Прилетают, вьют гнезда,
поют песни.
- Капель — что делает?
- Звенит.
- Медведь — что делает?
- Просыпается, выходит из
берлоги.
«Кто может совершать эти движения?»,
«Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает,
лежит?».
Цель: активизация глагольного
словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход
игры.
Педагог, бросая мяч
ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное,
подходящее к названному глаголу.
- Идет.
- Человек, животное, поезд,
пароход, дождь, снег, град, время, дорога.
- Бежит.
- Человек, животное, ручей,
время.
- Летит.
- Птица, бабочка, стрекоза,
муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма.
- Плывет.
- Рыба, кит, дельфин,
лебедь, лодка, корабль, человек, облако.
«Составь предложение», «Мячик прыгать я
заставлю»,
«Предложение составлю».
Цель: развитие внимания,
быстроты мыслительных операций.
Ход
игры.
Педагог бросает мяч кому-нибудь из детей
произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок,
поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает
мяч обратно.
«Кто как передвигается?»,
«Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто
идет».
Цель:
обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход
игры.
Педагог, бросая мяч ребенку, задает
вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить.
Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.
- Летают.
- Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары,
мошки.
- Плавают.
- Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.
- Ползают.
- Змеи, гусеницы, черви.
- Прыгают.
- Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий