вторник, 6 февраля 2024 г.

Рекомендации для педагогов «Речевые игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста»

 

Рекомендации для педагогов

«Речевые игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста».

 

«Мяч бросай и животных называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

- Овощи.

- Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

- Фрукты.

- Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

- Ягоды.

- Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

- Деревья.

- Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.

- Огурец, помидор, репа.

- Овощи.

 

«Я знаю три названия животных (цветов)»,

 «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».

 «Раз и два, и три, четыре — все мы знаем в этом мире».

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры: ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».

Применяются следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

 

«Животные и их детеныши».

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: бросая мяч ребенку, педагог называет какое - либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного.

Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

Слова разбиты на три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1: у тигра - у льва — у слона - у оленя - у лося — у лисы…

Группа 2: у медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.

Группа 3:  — тигренок - львенок - слоненок - олененок - лосенок – лисенок…

 

«Кто как разговаривает?»,

 «Мяч лови, да поскорей назови язык зверей».

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1: ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья – мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.

Вариант 2: педагог, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

 

«Подскажи словечко» .

(«Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет»).

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:

— Ворона каркает, а сорока?

Ребенок, возвращая мяч, должен ответить:

— Сорока стрекочет.

Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик?

— Корова ест сено, а лиса?

— Крот роет норки, а сорока?

— Петух кукарекает, а курица?

— Лягушка квакает, а лошадь?

— У коровы теленок, а у овцы?

— У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 

«Чей домик?», «Кто, где живет?»,

«Кто в берлоге, кто в норе?», «Назови-ка поскорей!».

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры.

Бросая мяч поочередно каждому ребенку, педагог задает вопрос, а ребенок, возвращая у мяч, отвечает.

Вариант 1: - Кто живет в дупле?

- Белка.

- Кто живет в скворечнике?

- Скворцы.

- Кто живет в гнезде?

- Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

- Кто живет в будке?

- Собака.

- Кто живет в улье?

- Пчелы.

- Кто живет в норе?

- Лиса.

- Кто живет в логове?

- Волк.

- Кто живет в берлоге?

- Медведь.

Вариант 2:

- Где живет медведь?

- Где живет волк?

- В берлоге. В логове.

Вариант 3: работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

 

«Скажи ласково»,

«Мячик маленький поймай, да словечком приласкай».

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.

 

«Что происходит в природе?»,

«Человек легко находит, что в природе происходит».

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам: «Весна».

- Солнце — что делает?

- Светит, греет.

- Ручьи — что делают?

- Бегут, журчат

- Снег — что делает?

- Темнеет, тает.

- Птицы — что делают?

- Прилетают, вьют гнезда, поют песни.

- Капель — что делает?

- Звенит.

- Медведь — что делает?

- Просыпается, выходит из берлоги.

«Кто может совершать эти движения?»,

«Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит?».

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

- Идет.

-  Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога.

- Бежит.

- Человек, животное, ручей, время.

- Летит.

- Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма.

- Плывет.

- Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако.

«Составь предложение», «Мячик прыгать я заставлю»,

«Предложение составлю».

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры.

Педагог бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.

«Кто как передвигается?»,

«Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет».

  Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

- Летают.

- Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

- Плавают.

- Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

- Ползают.

- Змеи, гусеницы, черви.

- Прыгают.

- Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста»

  Рекомендации для педагогов «Зрительная гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста».   «Золотая хохлома». А се...